Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе.

Обновлено 26.12.2022 08:41

 

Рассмотрим вопросы соблюдения, охраны и защиты прав и свобод человека в международных организациях Совета Европы, ООН, ЕСПЧ, раскрывается их роль и значение для современной России. Обсуждаются основные теоретические проблемы и предлагаются пути их решения.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Условия указания временных мер. 2

Обновлено 26.12.2022 08:38

 

Эволюция.

Вынося решение о применении временных мер, Суд использует определенную схему, элементы которой с течением времени обрели совершенно четкие очертания. В период до начала 1990-х годов они постепенно формировались, развиваясь и совершенствуясь, а структурированно были изложены впервые, пожалуй, в деле "Бреард (Парагвай против США)" <71>. В современной форме условия, при которых могут быть указаны временные меры, были представлены Судом в Постановлении от 28 мая 2009 года в деле "Вопросы, связанные с обязательством судить или выдать (Бельгия против Сенегала)" <72>. Они, в частности, включают установление: (1) prima facie юрисдикции; (2) правдоподобности прав, защита которых испрашивается; (3) связи между правами, составляющими предмет судебного разбирательства по существу дела, и запрашиваемыми временными мерами; (4) существования риска непоправимого ущерба; и (5) наличия неотложной необходимости.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: временные меры.

Обновлено 26.12.2022 08:35

 

Полномочие указать временные меры для обеспечения прав сторон спора до вынесения судом решения является неотъемлемой частью компетенции международных судебных органов. Цель временных мер, которые являются обязательными для исполнения, состоит в том, чтобы защитить права сторон и не допустить действий, которые могли бы нанести такой ущерб предмету спора, после которого возможное решение Международного суда, вне зависимости от его содержания, потеряло бы смысл. Временные меры могут быть указаны, только если Суд обладает prima facie юрисдикцией. Вывод о наличии такой юрисдикции не является окончательным и может быть изменен в ходе дальнейшего процесса. Приемлемость требований по существу не считается условием для указания временных мер, и обращение к этому вопросу может быть оправдано исключительно в том случае, если он будет поставлен ответчиком как аргумент против указания временных мер.

Подробнее...

Информационная безопасность дистанционной работы в условиях пандемии. 2

Обновлено 25.12.2022 06:16

 

Рассмотрим проблемы безопасности для корпоративной удаленной работы и технологий удаленного доступа. Показаны основные уязвимости и угрозы, характерные для удаленной работы и безопасности удаленного доступа, и сформулированы стратегии смягчения этих угроз. Рассмотрены наиболее часто используемые методы удаленного доступа и предложены рекомендации для смягчения последствий угроз.

Подробнее...

Информационная безопасность Российской Федерации и перспективы правовой регламентации информационно-коммуникационной сети Интернет. 2

Обновлено 25.12.2022 06:15

 

Развитие правовой регламентации информационно-коммуникационной сети Интернет прошло несколько обусловленных изменением миссии самой Сети этапов. Если первоначально данная регламентация была весьма ограниченной и имела исключительно ведомственный характер (Интернет развился из проекта Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США по созданию надежного средства военной коммуникации), то в современных условиях она все в большей степени приобретает универсальный характер и черты развивающейся правовой системы (глобального циклического правового массива). Однако данный процесс не лишен многочисленных противоречий, преодоление которых, собственно, и обеспечивает его динамичность. Одно из таких противоречий выражается в том, что стремление Интернета к универсальности создает различные вызовы и угрозы информационной безопасности национальных государств, в том числе Российской Федерации. Данное противоречие является перманентным, порождая различные структурные кризисы. Наиболее известный из них - так называемая война DNC, завершившаяся в 1998 г. созданием Корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN), что послужило основой формирования современной институциональной платформы транснационального информационного правопорядка. В настоящее время наблюдается очередное обострение указанного противоречия, и тот инструментарий, который будет применен для его разрешения, определит магистральное направление развития правовой регламентации информационно-коммуникационной сети Интернет. Автор статьи рассматривает отдельные аспекты данного процесса в контексте обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Подробнее...

Международное сотрудничество в сфере информационной безопасности: общая характеристика и российский подход к изучению. 2

Обновлено 25.12.2022 06:13

 

Информационная безопасность выступает в качестве базовых понятий современных международных отношений. Уровень проникновения информационных технологий и глобальных сетей в общество напрямую связан с уровнем развития страны. Российская Федерация предприняла целый ряд внешнеполитических инициатив, направленных на обеспечение международной информационной безопасности и провозглашающих взятый страной транспарентный курс на формирование условий для становления полноценного международного правового режима формирования безопасной информационной среды. В статье рассматриваются основные тенденции формирования международного режима по обеспечению информационной безопасности. Выявлено, что международное сотрудничество позволяет установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств на внутреннюю информационную инфраструктуру и критически важных объектов государства с целью подрыва территориальной целостности. Автор приходит к выводу, что межгосударственные соглашения в сфере международной информационной безопасности позволяют установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств на внутреннюю информационную инфраструктуру и критически важные объекты государства с целью подрыва территориальной целостности. Вместе с тем, выработка совместных мер по развитию нормативных правовых норм международного права определила этапность достижения заданных показателей безопасности, ресурсное обеспечение и правовое сопровождение. Для развития правового обеспечения международной информационной безопасности необходимо дальнейшее межгосударственное сотрудничество с целью стремления наращивания взаимодействия и совершенствование международно-правовых основ для реализации конкретных совместных инициатив в области международной информационной безопасности.

Подробнее...

Деятельность Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, направленная на аллевиацию и редуцирование бедности.

Обновлено 25.12.2022 06:11

 

Предметом исследования является нормативная и практическая деятельность международных организаций - Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения по разработке стратегий, программ и принятию соответствующих мер по сокращению бедности. Автор рассматривает такие аспекты темы, как проведение данными международными организациями Всемирных саммитов по вопросам социального развития и борьбы с бедностью. Особое внимание уделяется содержанию стратегий и программ, принимаемых данными международными организациями начиная с 1970 года, - признание государствами актуальным на международном уровне вопроса сокращения масштабов бедности. Методы научного исследования - общие (диалектический, метафизический); общенаучные (анализ, синтез, системный подход); частнонаучные (сравнительный, формально-юридический). Основным выводом проведенного исследования и его новизной является выделение основных принципов, на которых должны основываться стратегии, направленные на превенцию, аллевиацию и редуцирование бедности как в международном масштабе, так и в масштабе отдельного государства. Особым вкладом автора в исследование темы является оценка деятельности международных организаций по вопросу борьбы с бедностью; анализ стратегий и программ, принимаемых на Всемирных саммитах ООН.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Изменение временных мер.

Обновлено 25.12.2022 06:09

 

Статья 76 Регламента Суда предполагает, что по просьбе стороны Суд "может в любой момент до вынесения окончательного решения по делу" отменить или изменить ранее вынесенное постановление о временных мерах, если, по его мнению, такие изменение или отмена оправданны ввиду изменения ситуации, которая лежала в основании указания временных мер. Если рассматривать текст статьи в отрыве от других положений, относящихся к временным мерам, то напрашивается вывод, что временные меры могут быть изменены или отменены только по просьбе одной из сторон. Однако, опираясь на предусмотренное в пункте 1 статьи 75 Регламента право Суда указать меры по своей инициативе, судья Гайя, в отличие от точки зрения, которую он квалифицирует как "превалирующую", делает справедливый вывод о том, что не существует причин, по которым Суд не мог бы изменить или отметить proprio motu ранее указанные меры, поскольку, раз уж он может действовать proprio motu при указании временных мер, ничто не мешает ему поступить также, если есть необходимость в их изменении или отмене <123>.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Возможность действий Суда proprio motu.

Обновлено 25.12.2022 06:06

 

Как правило, Суд рассматривает вопрос о временных мерах по просьбе одной из сторон спора. Однако, как прямо указано в его Регламенте <105>, он может сделать это и proprio motu - по своей инициативе <106>. Подобное право Суда основано на статье 41 Статута и полностью ей соответствует, что было признано еще в 1931 году Постоянной палатой во время пересмотра ее Регламента <107> и специально подчеркнуто камерой Международного суда в деле "Пограничный спор (Буркина Фасо/Мали)" <108>.

Подробнее...

Влияние цифровизации на правовое обеспечение информационной безопасности государства и бизнеса в условиях современных геополитических вызовов. 2

Обновлено 24.12.2022 04:43

 

В последние несколько лет в мире наблюдается значительный рост числа киберугроз, направленных на объекты критической инфраструктуры, вызванный их интеграцией с информационными технологиями. К сожалению, с ростом количества пользователей в сети происходит неизбежный рост кибератак и их вариативности. Не вызывает удивления тот факт, что глобализация способствует не только развитию экономической деятельности, но и раскрывает новые возможности для хакерских групп по проведению кибератак различного уровня и масштаба. В связи с этим возникает необходимость правового и фактического обеспечения информационной безопасности государства и бизнеса в условиях современных геополитических вызовов. Настоящее исследование ставит целью раскрыть возможные угрозы информационной безопасности страны и формулирование рекомендаций по их предотвращению.

Подробнее...

Информация и информационная безопасность как атрибуты гражданского общества (краткий обзор взаимосвязи). 2

Обновлено 24.12.2022 04:42

 

Логико-смысловое содержание данной работы раскрывает потребность в научном обосновании и определении направлений в развитии форм практической реализации взаимодействия государства и общественных институтов в части совместного формирования и эффективного использования информационного пространства в деле построения гражданского общества. Необходимость данного подхода остро возникла в связи с появлением социально-политического феномена повышения протестности общества на фоне "информационной войны или информационной агрессии". В качестве одного из промежуточных итогов исследования можно утверждать о том, что давно назрел отказ от негативной стереотипизации пропагандистско-агитационной работы с обществом в процессе развития его самомотивации к построению гражданского общества.

Подробнее...

Международная информационная безопасность как гарантия осуществления права народов на самоопределение. 2

Обновлено 24.12.2022 04:40

 

Объектом исследования являются актуальные вопросы влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение. Предметом исследования являются состояние правового обеспечения информационной безопасности на международном уровне, понятие международной информационной безопасности, соотношение права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. Автор рассматривает такие вопросы, как запрет военных действий или репрессивных мер, направленных против зависимых народов. Особое внимание уделяется вопросам влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение в России. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Также автором были использованы общенаучные методы системного, структурного и функционального анализа и специальные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический. Государства должны воздерживаться от любых действий в информационной сфере, которые направлены на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любых других стран. Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для достижения независимости. Любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость, а целостность их территорий должна уважаться.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Меры, указываемые для предупреждения усугубления или расширения спора.

Обновлено 24.12.2022 04:38

 

Право Суда указать временные меры для предупреждения усугубления или расширения спора очевидно и под сомнение не ставится. Впервые мера подобного характера была указана в 1973 году в деле "Ядерные испытания" <87>, и в дальнейшем Суд систематически продолжал указывать такие меры <88>. В связи с этим необходимо отметить, что еще в деле "Компания электричества Софии и Болгарии" в 1939 году Постоянная палата признала существование "принципа универсально признанного международными трибуналами и закрепленного во многих конвенциях... согласно которому стороны в споре... в целом не должны совершать никаких действий, какой бы они не были природы, которые могли бы усугубить или расширить спор" <89>. В практике Суда этот принцип интерпретируется как полномочие указывать временные меры, которые направлены на обеспечение его соблюдения сторонами.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Особое право председателя Суда.

Обновлено 24.12.2022 04:35

 

В некоторых ситуациях, еще до вынесения Судом постановления по просьбе о временных мерах, может быть признано целесообразным направить сторонам сигнал о том, что их поведение не должно наносить ущерба выполнению Судом его функции, в данном случае применительно к обеспечению прав сторон путем временных мер. Такой сигнал - на основании его цели максимально оперативно отреагировать на угрожающие обстоятельства - должен быть дан незамедлительно по получении просьбы о временных мерах. Процедура рассмотрения просьбы, включая созыв заседания Суда, может занять определенное время, поэтому "[п]ока не соберется Суд, председатель может призвать стороны действовать таким образом, чтобы любое постановление Суда относительно просьбы о временных мерах имело бы желаемое воздействие" <81>. Значение такого призыва не выходит за рамки морального требования, и эффективность его воздействия на поведение сторон не стоит переоценивать, тем не менее председатель Суда неоднократно использовал предоставленное ему полномочие либо по просьбе стороны, либо по своей инициативе <82>. Это было сделано уже в самом первом деле, в котором Международным судом рассматривалась просьба об указании временных мер <83>, и в некоторых последующих делах <84>. При этом председатель иногда не просто цитировал положения пункта 4 статьи 74 Регламента, но и указывал специальные элементы поведения, которому стороне или сторонам предлагалось следовать.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Условия указания временных мер.

Обновлено 24.12.2022 04:32

 

Посредством временных мер Международный суд ООН защищает права, оспариваемые в рамках основного производства, поэтому он должен быть уверен, что эти права представляются по меньшей мере правдоподобными. Поскольку эти меры принимаются для обеспечения прав сторон, постольку должна существовать связь между запрашиваемыми мерами и правами, которые являются предметом производства. Временные меры могут быть указаны только в том случае, если правам сторон в споре грозит нанесение непоправимого ущерба и если эта угроза реальна и непосредственна. Суд также обладает полномочием указать временные меры для предупреждения усугубления или расширения спора, когда этого требуют обстоятельства дела и при условии, что он указывает меры для защиты конкретных прав. По просьбе стороны Суд может отменить или изменить ранее вынесенное решение о временных мерах, если такие изменение или отмена оправданны ввиду изменения ситуации, которая лежала в основании указания временных мер.

Подробнее...

Правовое обеспечение международной информационной безопасности: проблемы и перспективы. 2

Обновлено 23.12.2022 08:59

 

Исследуем вопросы формирования системы правового обеспечения международной информационной безопасности в условиях геополитических трансформаций и турбулентности. Обозначены стратегические задачи, закрепленные в новой редакции Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Исследовано состояние системы международно-правового регулирования международной информационной безопасности, обоснованы приоритетные направления ее развития. В качестве основной проблемы формирования данной системы названо отсутствие универсального международного договора об обеспечении международной информационной безопасности. Отмечена проблема продвижения на площадке ООН представленной Российской Федерацией концепции Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, принятие которой блокируется США и иными недружественными странами. Обосновывается тезис о фрагментарном нормативном регулировании международной информационной безопасности отдельными универсальными и региональными международными договорами, актами "мягкого права" и документами политического характера. Отдельное внимание уделено анализу содержания и природы добровольных и необязательных норм ответственного поведения государств в ИКТ-среде, нашедших отражение в докладах Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

Подробнее...

Защита персональных данных оператором персональных данных субъекта. 2

Обновлено 23.12.2022 08:57

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) субъектом персональных данных является физическое лицо, а персональными данными - любая информация, прямо или косвенно его индивидуализирующая.

Подробнее...

Защита конфиденциальной информации в организации. 2

Обновлено 23.12.2022 08:56

 

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) обладатель информации обязан принимать меры по ее защите. К числу таких мер относятся правовые, организационные и технические. Их целью является:

Подробнее...

Роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в процессе формирования международного режима космической деятельности.

Обновлено 23.12.2022 08:53

 

Рассмотрим актуальную проблему значения резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для процесса нормообразования и дальнейшего развития международного космического права. Автор подчеркивает роль Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, где в настоящее время находятся на рассмотрении "Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности", которые планируется принять резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Подробнее...

О проблеме осмысления значения решений Международного суда ООН для обеспечения выполнения договорных международных обязательств.

Обновлено 23.12.2022 08:50

 

Используем прагматический подход при обосновании прецедентного характера решений Международного суда ООН и анализе обязательного характера его юрисдикции. Автор статьи поддерживает идею институциональной реформы Суда, связанную с составом судей и концепцией государственного суверенитета.

Подробнее...