Статьи
Защита персональных данных оператором персональных данных субъекта.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) субъектом персональных данных является физическое лицо, а персональными данными - любая информация, прямо или косвенно его индивидуализирующая.
Защита конфиденциальной информации в организации.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона об информации под конфиденциальностью информации понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Следовательно, конфиденциальной информацией является та, в отношении которой установлены соответствующие требования о неразглашении.
Защита информации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) обладатель информации обязан принимать меры по ее защите. К числу таких мер относятся правовые, организационные и технические. Их целью является:
Стандарты беспристрастной, объективной и справедливой деятельности прокуроров, закрепленные в документах ООН, Совета Европы и других международных организаций.
Анализируются международные документы (акты), определяющие стандарты прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, раскрываются сущность, значение и содержание стандартов беспристрастности, объективности и справедливости прокурора при производстве по уголовным делам.
Роль ООН в противодействии угрозам кибертерроризма (особенности правового регулирования).
Рассмотрим основные угрозы кибертерроризма, показана роль Организации Объединенных Наций в сфере противодействия кибертерроризму, выделены особенности правового регулирования полномочий Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН в указанной сфере, предложены основные направления по противодействию угрозам кибертерроризма, отдельно показано значение взаимодействия международных организаций и государственных органов с частным бизнесом в сфере информационных технологий в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией (2 - 4 июня 2021 г.).
Освещая разрушительные последствия коррупции для экономики, общества и отдельных лиц во всем мире - особенно во времена кризиса и кропотливого восстановления, Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) в июне 2021 г. приняла широкую политическую декларацию с планами оказания помощи странам в борьбе со взяточничеством, отмыванием денег, злоупотреблением властью и иными, связанными с коррупцией преступлениями. Декларация под названием "Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней и укреплению международного сотрудничества" была принята консенсусом на тридцать второй специальной сессии ГА ООН в составе ее 193 членов. В статье приводится краткая характеристика выступлений участников сессии ГА ООН и отдельных положений декларации.
Практическая информация о Рабочей группы по произвольным задержаниям.
I. Как передать дело на рассмотрение Рабочей группы?
Типовой вопросник, подлежащий заполнению лицами, подвергнутыми, по их словам, произвольному аресту или заключению под стражу.
Настоящий вопросник подлежит заполнению полностью в каждом случае произвольного ареста или заключения под стражу. Тем не менее, если некоторые сведения не могут быть сообщены, это не обязательно означает неприемлемость сообщенного случая.
Методы работы Рабочей группы по произвольным задержаниям.
1. В методах работы учитываются особенности мандата, возложенного на Рабочую группу по произвольным задержаниям резолюциями Комиссии по правам человека 1991/42, 1992/28, 1993/36, 1994/32, 1995/59, 1996/28, и конкретные уточнения, содержащиеся в резолюции 1997/50, которые возлагают на Группу не только задачу по информированию Комиссии с помощью всестороннего доклада, но и "по расследованию случаев произвольного лишения свободы" (пункт 15).
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
Генеральная Ассамблея, ссылаясь на свою резолюцию 35/177 от 15 декабря 1980 года, в которой она возложила на Шестой комитет задачу разработки проекта свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и постановила учредить с этой целью рабочую группу открытого состава, принимая к сведению доклад Рабочей группы по проекту свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, которая провела заседания в ходе сорок третьей сессии Генеральной Ассамблеи и завершила разработку проекта свода принципов, учитывая, что Рабочая группа приняла решение представить текст проекта свода принципов Шестому комитету для рассмотрения и принятия, будучи убеждена в том, что принятие проекта свода принципов внесет важный вклад в защиту прав человека, принимая во внимание необходимость обеспечения широкого распространения текста свода принципов,
Статьи Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, относящиеся к мандату Рабочей группы по произвольным задержаниям.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Сотрудничество рабочей группы по произвольным задержаниям с неправительственными организациями.
Рабочая группа постоянно сотрудничает с международными и региональными неправительственными организациями, являющимися ее основными источниками информации. В этом контексте Рабочая группа периодически проводит совещания с представителями неправительственных организаций, передающих на ее рассмотрение наибольшее число отдельных случаев, а также информацию общего характера, с тем чтобы изучить пути расширения обоюдного сотрудничества.
Сотрудничество рабочей группы по произвольным задержаниям с другими правозащитными механизмами.
С учетом умножения механизмов защиты прав человека как на основе резолюций (специальные тематические или страновые процедуры), так и на основе договоров (механизмы, учрежденные на основании конвенций, такие как Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Комитет по ликвидации расовой дискриминации или Комитет против пыток), возникла необходимость в принятии правил координации, с тем чтобы избежать дублирования при рассмотрении дел. Эти правила обеспечивают соблюдение принципа non bis in idem, согласно которому два органа не могут одновременно рассматривать одно и то же дело, затрагивающее одних и тех же лиц, один и тот же предмет и одни и те же правовые основания.
Ежегодный доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям.
Ежегодно Рабочая группа представляет Комиссии доклад о своей деятельности. В нем Рабочая группа высказывает свои соображения по поводу различных институтов, пробелов (в законодательстве), политики, судебной практики, которая, на ее взгляд, является причиной произвольного лишения свободы. В своих выводах Рабочая группа высказывала критические замечания, касающиеся злоупотребления чрезвычайным положением, уголовным законодательством, не содержащим достаточно четкого определения уголовных правонарушений, чрезмерного использования особых трибуналов, в частности военных трибуналов, отсутствия независимых судейских ассоциаций или адвокатур, нарушений права на свободу мнений и их выражения и т. д. В соответствии со своими методами деятельности Рабочая группа формулирует конкретные рекомендации для Комиссии по правам человека.
Миссия на месте Рабочей группы по произвольным задержаниям.
Посещения стран дают возможность Рабочей группе путем прямого диалога с соответствующим правительством и представителями гражданского общества лучше уяснить ситуацию в соответствующей стране, а также подоплеку случаев произвольного лишения свободы. Организуемые во время таких посещений обсуждения с работниками судов, пенитенциарных учреждений и другими соответствующими должностными лицами, а также самими задержанными позволяют членам Рабочей группы расширить свои познания о состоянии и эволюции национального законодательства с точки зрения международных норм защиты прав человека с учетом социальных, политических и исторических особенностей страны. Такие поездки позволяют наладить сотрудничество между посещаемой страной и Рабочей группой. Они организуются по приглашению соответствующего правительства. Именно по этой причине Комиссия по правам человека неоднократно призывала правительства приглашать Рабочую группу в свои соответствующие страны, с тем чтобы позволить ей еще более эффективно выполнять свой мандат.
Процедура "срочных мер" рабочей группы по произвольным задержаниям.
Рабочая группа разработала процедуру "срочных мер" для случаев, когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни. Процедура срочных мер может также задействоваться и в других обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с подобным призывом. В таких случаях срочные призывы направляются по наиболее быстрым каналам связи министру иностранных дел соответствующего государства с просьбой к его правительству принять необходимые меры к обеспечению уважения права на жизнь и физическую и психическую неприкосновенность задержанного. Направляя подобные сообщения, Рабочая группа подчеркивает, что срочные призывы носят сугубо гуманитарный характер и никоим образом не предрешают окончательного мнения Рабочей группы о том, является ли лишение свободы произвольным или нет.
Процедура "заключений" Рабочей группы по произвольным задержаниям.
Рабочая группа может также формулировать "заключения" по вопросам общего характера, затрагивающим какую-либо принципиальную позицию, с тем чтобы разработать последовательный комплекс прецедентов и в профилактических целях оказать помощь государствам в деле пресечения практики произвольного лишения свободы. Группа уже приняла такие различные "заключения", а именно по вышеупомянутым вопросам домашнего ареста и лишения свободы для целей трудового перевоспитания; посредством этих "заключений" она определяет критерии, на основании которых лишение свободы, связанное с такими ситуациями, может стать произвольным.
Процедура расследования индивидуальных случаев Рабочей группой по произвольным задержаниям.
Настоящая процедура состоит из следующих четырех этапов
С какого момента лишение свободы становится произвольным?
Международные договоры не содержат исчерпывающего ответа на вопрос о том, с какого момента задержание является или становится произвольным. Во Всеобщей декларации прав человека в статье 9 лишь предусматривается, что "никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". Статья 9 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах едва ли является более ясной: "Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".
Что такое "лишение свободы"?
В резолюции 1991/42 Комиссии по правам человека, на основании которой была создана Рабочая группа, нет определения термина "задержание". В результате этого появились разные толкования данного термина, избежать которых удалось благодаря принятию резолюции 1997/50 Комиссии.



