Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Проблемы обеспечения информационной безопасности адвокатской деятельности.

Обновлено 08.01.2023 06:41

 

Рассмотрим основные аспекты обеспечения информационной безопасности адвокатской деятельности и формулируются четыре актуальные в настоящий момент проблемы в данной сфере.

Подробнее...

О правовом определении понятия "информационная безопасность личности".

Обновлено 08.01.2023 06:40

 

На эффективное развитие современной России влияют такие общемировые процессы, как интеграция и унификация информационных отношений. Построение информационного общества должно сопровождаться совершенствованием системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: Четкость и содержание временных мер.

Обновлено 08.01.2023 06:38

 

Сложность в юридической оценке споров и юрисдикционные ограничения, о которых было сказано выше, объясняют то, что временные меры сформулированы не конкретно, как, например, в деле, касающемся военных и военизированных действий в и против Никарагуа (Никарагуа против США) <38>, и в деле, касающемся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), где Суд, по существу, просто сказал сторонам воздерживаться от противозаконных действий, влекущих за собой применение силы.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: Меры "умиротворения" и вооруженные конфликты.

Обновлено 08.01.2023 06:35

 

Полномочие Суда по назначению мер "умиротворения" представляется особенно уместным в случаях, когда на карту поставлено применение вооруженной силы. Независимо от того, ограничивается ли назначение мер "умиротворения" только делами, связанными с применением военной силы, "[можно] быть уверенным, что указание мер "умиротворения" оправданно в ситуациях, связанных с риском военной эскалации" <19>. Сходной позиции также придерживается судья Рандзева <20>. Возможность эскалации и серьезность вооруженных конфликтов значительно влияют на предварительную оценку спора Судом <21> и могут компенсировать сравнительно слабую вероятность успеха удовлетворения основного иска, а заодно преодолеть сомнения относительно наличия компетенции суда по поводу рассмотрения данного спора <22>. Другими словами, цена ошибки в таких случаях слишком высока, и неудивительно, что Суд неохотно отклоняет запросы в подобных обстоятельствах. Однако назначение Судом временных мер в таких делах значительно повышает риск их неисполнения сторонами. Как заметил Ода, в связи с риском "продолжаемого неисполнения" назначенных мер Суду следует действовать строго в рамках его судебной компетенции <23>.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: Меры "умиротворения" как самостоятельное средство.

Обновлено 08.01.2023 06:33

 

Отправной точкой анализа является решение Суда в деле, касающемся пограничного спора (Буркина-Фасо/Мали):

Подробнее...

О необходимости внедрения средств криптографической защиты информации в уголовный процесс РФ.

Обновлено 07.01.2023 07:34

 

Обоснуем необходимость внедрения средств криптографической защиты информации в уголовный процесс с целью обеспечения безопасности его отдельных процедур. Приводятся аргументы в пользу оснащения органов предварительного расследования средствами защиты информации.

Подробнее...

Интернет-коммуникации таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности: вопросы информационной открытости и эффективного взаимодействия при соблюдении информационной безопасности.

Обновлено 07.01.2023 07:33

 

Проведем анализ складывающихся в современный период интернет-коммуникаций таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности. Основное внимание уделено формам таких интернет-коммуникаций, их особенностям, а также актуальным вопросам обеспечения информационной безопасности, в том числе информационной безопасности личности при их реализации. В качестве положительного опыта отмечаются: увеличение числа электронных обращений в приемную ФТС России, планируемое открытие доступа к базам данных деклараций. Автором подчеркивается результативность комплексного, системного подхода таможенных органов к решению задач информационной безопасности и технической защиты информации. Анализируются основные положения Концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, Плана практических мероприятий по обеспечению информационной безопасности таможенных органов в 2016 году. Отмечается, что в последние три года Федеральной таможенной службой России принят и реализуется комплекс нормативных актов, направленных на реализацию законодательства в области защиты персональных данных. Делается вывод о необходимости сохранения комплексного подхода к решению проблем информационной безопасности в работе таможенных органов, в том числе при осуществлении ими интернет-коммуникаций с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Подробнее...

Информационная безопасность личности в глобальном информационном обществе: теоретико-правовые аспекты.

Обновлено 07.01.2023 07:31

 

Проанализируем имеющиеся в науке информационного права представления о физических лицах как субъектах информационных отношений и обосновывает необходимость унифицированного подхода, учитывающего характеристики личности и целесообразность определения данного понятия к объекту правового обеспечения информационной безопасности и субъекту, участвующему в обеспечении информационной безопасности. Акцентируется внимание на характеристиках личности в условиях глобального информационного общества. Подчеркивается, что именно в информационном обществе создаются комфортные условия для самоопределения и самореализации личности. В процессе социализации личности в информационном обществе минимизируется возможность ее изоляции от общества, коммуникативные процессы делают жизнь личности более открытой, публичной, в результате чего такая информационная открытость выводит на новый уровень проблемы, связанные с правовым обеспечением информационной безопасности личности. Решая вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности, автор обосновывает целесообразность сбалансированного подхода, учитывающего как публичные интересы, интересы общественные - всего глобального информационного общества, так и личные интересы.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: Обзор.

Обновлено 07.01.2023 07:29

 

Международный суд может назначать временные меры по обеспечению и защите тех прав обеих сторон, которые находятся под угрозой во время судебного разбирательства, в целях "консервации" существующей ситуации (см. ст. 41 Статута). Также временные меры могут преследовать и другую цель, прямо не закрепленную в тексте статьи 41 Статута, но сформулированную в прецедентном праве, возникшем еще в годы работы Постоянной палаты международного правосудия, а именно: временные меры могут быть применены для предотвращения обострения конфликта между сторонами <3>. Эта цель - цель умиротворения - интуитивно кажется похожей на цель "консервации", однако между ними могут быть различия.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН.

Обновлено 07.01.2023 07:27

 

Временные меры, которые назначает Международный суд ООН, могут преследовать цель сохранения неприкосновенности прав, являющихся предметом спора, но также они могут и пытаться избежать эскалации конфликта. Эта двойственность особенно заметна в спорах, сопровождающихся вооруженными столкновениями. Временные меры в подобных делах могут служить целям более эффективного отправления правосудия и установления мира.

Подробнее...

Институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и Сингапура: сравнительно-правовой аспект.

Обновлено 06.01.2023 08:01

 

Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. Предмет исследования составляют основные нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности субъектов обеспечения безопасности критических информационных инфраструктур Российской Федерации и Сингапура, а также международные стандарты в исследуемой сфере. Исследуется институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. Рассматривается правотворческая и правоприменительная деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности. Определяются преимущества и недостатки национальных механизмов, делаются предложения по совершенствованию российского механизма. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). С точки зрения международных стандартов уровень обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в Российской Федерации и Сингапуре достаточно высок. Недостатком российского законодательства является отсутствие правового регулирования процедуры идентификации информационных сетей как объектов и организаций как субъектов критической информационной инфраструктуры. Особенностью российского механизма является множественность субъектов, обеспечивающих безопасность критической информационной инфраструктуры, в отличие от сингапурского, представленного одним ведомством. Однако преимуществом российского механизма является участие службы, располагающей специальными силами и средствами, а также наделенной процессуальными полномочиями по оперативному реагированию на кибератаки. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и, возможно, закрепления в российском законодательстве таких инструментов обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, разработанных в Сингапуре, как учения и аудит субъектов критической информационной инфраструктуры.

Подробнее...

Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе.

Обновлено 06.01.2023 07:59

 

Обозначим значимость правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества. Автор обосновывает целесообразность выработки единообразного подхода к выделению личности в качестве субъекта информационных отношений и ее интересов - в качестве объекта правового обеспечения информационной безопасности. Решая вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности, автор делает вывод об актуальности сбалансированного правового регулирования информационной безопасности, учитывающего как публичные интересы, так и интересы общественные - всего глобального информационного общества, так и личные интересы. В ходе системного анализа сформулированы предложения, направленные на правовое обеспечение информационной безопасности личности.

Подробнее...

Электронная демократия как средство обеспечения информационной безопасности государства.

Обновлено 06.01.2023 07:58

 

Рассмотрим возможности реализации электронной демократии в интересах обеспечения безопасности государства. На основании анализа интересов личности, общества и государства в информационной сфере автор рассматривает современные возможности противодействия возникающим угрозам безопасности государства, в частности провоцированию протестных движений, разжиганию революционных выступлений, социальной розни, гражданских войн. В связи с изложенным автор приходит к выводу о том, что развитие гражданского общества, укрепление доверия личности к праву, повышение участия граждан в политической жизни страны стали жизненно необходимы для современной России.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Прецеденты в практике Международного суда.

Обновлено 06.01.2023 07:56

 

Заявления с просьбой о вступлении в дело на основании статьи 62 Статута подавались различными государствами в целом ряде дел. Так, Республика Фиджи намеревалась вступить в дела "Ядерные испытания (Австралия против Франции) (Новая Зеландия против Франции)". В этом случае в рамках основной процедуры Суд признал, что в связи с развитием ситуации требования Австралии и Новой Зеландии утратили свой предмет <1>, и поэтому нет необходимости выносить по ним решение. Как следствие, дела, в которые хотела бы вступить Фиджи, более не находились перед Судом. В связи с этим заявления Фиджи о вступлении в дела теряли силу, и у Суда не было необходимости их рассматривать <2>.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Общие положения.

Обновлено 06.01.2023 07:53

 

Вступление в дело по статьям 62 и 63 Статута Международного суда является сопутствующей процедурой, которая возникает в связи с основной процедурой по разрешению спора между государствами в Суде. Вступление в дело на основании статьи 62 Статута возможно, только если решение по нему может затронуть интерес правового характера государства. В практике Суда в качестве целей, которые соответствуют функции вступления в дело, признаются информирование Суда о соответствующем правовом интересе, а также защита этого интереса. Вступление в дело автоматически не приводит к тому, что вступившее в дело государство становится стороной в существующем споре. Функции вступления в дело и его разрешенным целям отвечает вступление третьего государства в дело как участника процесса, не являющегося стороной в этом деле и не заявляющего собственных требований.

Подробнее...

Свободное программное обеспечение и информационная безопасность Российской Федерации.

Обновлено 05.01.2023 07:36

 

Проведем анализ правового регулирования отношений по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется оценке новых положений в Федеральном законе "О противодействии коррупции", направленных на установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечение общественной безопасности в России. Обосновывается вывод о необходимости привлечения государственных структур к задачам поддержки развития свободного программного обеспечения и использования открытых стандартов в России. Открытость программного обеспечения обозначает открытость кодов для массового пользователя, однако объем предоставляемых прав в отношении данных кодов может быть значительно уже. Открытое программное обеспечение нельзя приравнять к свободному программному обеспечению. Обосновывается вывод о том, что невозможно обеспечить информационную безопасность страны путем использования открытого программного обеспечения и снижения зависимости от иностранных разработчиков в ситуации, когда законодательство недостаточно развито, нормативно-правовое регулирование допускает односторонний порядок расторжения договора и имеются определенные противоречия с принятыми в международном сообществе стандартами и дефинициями.

Подробнее...

Использование средств криптографической защиты информации в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства РФ.

Обновлено 05.01.2023 07:35

 

Обоснуем важность использования средств криптографической защиты информации, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Подчеркивается актуальность законодательной регламентации процедур применения средств криптографической защиты информации при реализации мер государственной защиты.

Подробнее...

Безопасность критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Обновлено 05.01.2023 07:34

 

Рассмотрим проблемы, связанные с выработкой новых государственных подходов к обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры в условиях существования угроз их информационной безопасности, в том числе при проведении в отношении ее компьютерных атак. Анализируются основные положения Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Раскрыто содержание и сущность понятия "безопасность критической информационной инфраструктуры". Обосновано, что обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры должно основываться на принципах и методологии обеспечения национальной безопасности. Выработаны предложения по отнесению части субъектов экономической деятельности к субъектам критической информационной инфраструктуры, предложены некоторые дополнительные механизмы повышения защищенности критической информационной инфраструктуры.

Подробнее...