Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Открытость правосудия в контексте обеспечения информационной безопасности судебной системы.

Обновлено 04.01.2023 08:11

 

Информационная открытость является одним из основных условий деятельности современной судебной системы. Беспрепятственный доступ к информации о деятельности судов основан на конституционном принципе свободы информации. Но, как и любая свобода, она не может быть безграничной и подлежит ограничению в целях обеспечения безопасности. По мнению автора, актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности для судебной системы не должна умалять значимости принципа информационной открытости. В настоящей статье автором предлагается свое видение понятия "информационная безопасность судебной системы", которое обеспечит баланс двух противоречивых интересов.

Подробнее...

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (новелла законодательства).

Обновлено 04.01.2023 08:10

 

Исследуем актуальные вопросы правового и организационного обеспечения информационной безопасности России в свете Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 N 646. Детально анализируя такой документ стратегического планирования, авторы указывают на необходимость качественного совершенствования правовой базы и механизма системы обеспечения информационной безопасности с учетом новых угроз и вызовов современного мира. Объективная оценка новеллы законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации сопровождается рассуждениями авторов о проблемах обеспечения информационной безопасности на национальном и международном уровне, ответственность за эффективное разрешение которых во многом возлагается именно на право.

Подробнее...

Сравнительный анализ предварительных средств судебной защиты: использование предварительных мер Комитетом ООН по правам человека и Европейским судом по правам человека.

Обновлено 04.01.2023 08:05

 

Институт предварительных мер является действенным и крайне полезным инструментом при разрешении споров по правам человека. Предварительные меры обеспечивают эффективное функционирование системы защиты прав человека, предотвращая наиболее пагубные нарушения, которые невозможно компенсировать при вынесении решения по существу. В данной статье всесторонне анализируется практика использования предварительных мер Комитетом ООН по правам человека и Европейским судом по правам человека. В работе отстаивается позиция о том, что, несмотря на то что в практике Комитета и Суда существуют некоторые, безусловно значимые, сходства по основополагающим вопросам, также существуют определенные важные процессуальные и материальные различия, которые могут, вероятно, привести к тому, что лица будут выбирать "выгодный" им судебный орган для подачи обращения за применением предварительных средств судебной защиты.

Подробнее...

Первичные статистические данные: Судебная практика.

Обновлено 03.01.2023 04:14

 

До вступления в силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти были вынуждены доказывать свое понимание положений Закона N 282-ФЗ в суде (здесь и далее при описании случаев из судебной практики используется термин "первичная статистическая информация" в соответствии с текстом соответствующих решений).

Подробнее...

Первичные статистические данные: Разработка нормативных правовых актов.

Обновлено 03.01.2023 04:13

 

Иногда непонимание тонкостей Закона N 282-ФЗ приводит к досадным ошибкам при разработке нормативных правовых актов. К примеру, в одной из редакций проекта федерального закона "О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае и городе федерального значения Севастополе" было установлено, что операторы курортного сбора (гостиницы, санатории) обязаны безвозмездно предоставлять субъектам Российской Федерации первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации при проведении эксперимента по форме федерального статистического наблюдения о реализации эксперимента по введению курортного сбора. Указанная формулировка представляется некорректной по следующим причинам.

Подробнее...

Первичные статистические данные: Субъекты официального статистического учета.

Обновлено 03.01.2023 04:11

 

Пунктом 4 статьи 2 Закона N 282-ФЗ к субъектам официального статистического учета отнесены федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подробнее...

Вступление в силу Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. как новый этап кодификации международного права водных ресурсов.

Обновлено 03.01.2023 04:09

 

Проведем анализ положений недавно вступившей в силу Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. - единственного универсального международного договора, комплексно регулирующего основные аспекты охраны и использования трансграничных водотоков. Особое внимание уделено сравнительному анализу международно-правовых обязательств участников Конвенции 1997 г. и Хельсинкской конвенции. Проведена оценка влияния положений Конвенции 1997 г. о необходимости уведомления о планируемых мерах на рассмотрение возможности присоединения России к данному международному договору.

Подробнее...

Формирование правового статуса жертвы преступления в нормативно-правовых актах Организации Объединенных Наций до принятия Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

Обновлено 03.01.2023 04:06

 

Вопросами уголовного правосудия и, в частности, проблемами обеспечения прав человека в уголовном судопроизводстве мировое сообщество занимается с момента образования Организации Объединенных Наций (ООН), с конца 40-х гг. XX в.

Подробнее...

Принципы глобальной контртеррористической стратегии ООН: проблемы реализации на современном этапе.

Обновлено 03.01.2023 04:04

 

Исследуем основные руководящие принципы реализации Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) Организации Объединенных Наций (ООН), представляющие собой последовательные меры борьбы с терроризмом. Анализируются содержание и имплементация принципов в сфере противодействия международному терроризму. Критическому исследованию подвергается практика применения неоднозначных, непоследовательных стандартов при реализации ГКС ООН. Актуализируется вопрос принятия всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Необходимость принятия данной конвенции обосновывается закреплением на универсальном международном уровне руководящих принципов реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Подробнее...

Первичные статистические данные: Основные понятия.

Обновлено 02.01.2023 07:34

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) его целью является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При этом действие Закона N 282-ФЗ распространяется на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информации.

Подробнее...

Первичные статистические данные: защита информации и проблемы правоприменения.

Обновлено 02.01.2023 07:32

 

Попробуем доказать, что первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа. Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять первичные статистические данные, а органы публичной власти, физические и юридические лица не вправе требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях.

Подробнее...

Социально-правовые предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности.

Обновлено 02.01.2023 07:31

 

Немаловажную роль играет и социально-правовой фактор. Как уже говорилось выше, борьба с преступностью в информационной сфере является одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности, что, безусловно, связано с возросшей степенью общественной опасности преступных посягательств в информационной сфере. Информационная сфера, несмотря на ее значимость, является одной из самых незащищенных и поэтому уязвимых для различных форм противоправной деятельности. Рассредоточенные по всему УК РФ нормы, направленные на охрану информационной безопасности, не могут быть эффективным инструментом борьбы с преступностью в информационной сфере.

Подробнее...

Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления.

Обновлено 02.01.2023 07:29

 

Объектом исследования являются вопросы сущности и содержания форм осуществления международных экономических санкций, вводимых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на основании главы VII Устава ООН. Автор подробно анализирует международную практику форм осуществления международных экономических санкций. Автор подробно рассматривает такие аспекты исследования, как появление в последние два десятилетия новой формы осуществления экономических санкций - "замораживание средств, или других финансовых активов, или других экономических ресурсов", модификацию режимов адресных санкций. Методологическую основу настоящего исследования составили методы комплексного анализа, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Основными выводами исследования являются положения об универсальной пространственной сфере действия экономических санкций, вводимых ООН, пределы предметной сферы очерчены соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Автором обосновывается положение о тенденции в выборе форм осуществления международных экономических санкций в пользу форм, носящих целенаправленный и избирательный характер.

Подробнее...

Значение Организации Объединенных Наций в решении проблем господства права в конфликтных государствах.

Обновлено 02.01.2023 07:27

 

Предметом исследования выступает значение Организации Объединенных Наций в решении проблем господства права в конфликтных государствах. Целью исследования является анализ основных, извлеченных из деятельности Организации Объединенных Наций по утверждению принципа господства права в государствах направлений деятельности. Рассматривается многолетний опыт организации в сфере урегулирования конфликтов. В основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания, предполагающий изучение правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. Применялись и логико-юридический (догматический), сравнительный методы. Основными выводами проведенного исследования, во-первых, является утверждение необходимости уделения внимания ООН восстановлению и уважению господства права и оказание поддержки господству права в конфликтных государствах. Во-вторых, автор подчеркивает, что ООН в своих резолюциях должна настаивать на необходимости справедливого судопроизводства для решения проблем, связанных с конфликтными ситуациями. В-третьих, автор обращает внимание на необходимость признания и уважения прав потерпевших и обвиняемых в соответствии с международными стандартами при уделении особого внимания группам населения, пострадавшим в результате конфликта, - детям, женщинам, заключенным и другим лицам.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Эффект решения по делу для вступившего в это дело государства.

Обновлено 02.01.2023 07:24

 

В литературе существует мнение, высказанное авторитетными специалистами, что в части, относящейся к элементам, в отношении которых третье государство вступало в дело не как сторона, решение Суда должно тем не менее быть для него обязательным, по типу конструкции статьи 63 Статута <50> (об этой конструкции сказано ниже). Как представляется, такое мнение лишено теоретических оснований и не находит поддержки в практике Международного суда. Поскольку вступающее в дело по статье 62 Статута государство не становится в нем стороной, оно не приобретает прав стороны и не несет сопряженных с этим статусом обязательств <51>. Поэтому если третье государство вступает в дело по статье 62 не в качестве стороны в процессе, то решение по делу не будет иметь для этого государства никаких последствий. Это означает, что вынесенное решение не является для него res judicata. Оно не только не налагает на государство, вступившее в дело, никаких обязательств, но и не предоставляет ему никаких прав в отношениях со сторонами дела. В деле "Сальвадор/Гондурас", несмотря на то что Суд в постановляющей части решения признал за вступившей в дело Никарагуа определенные права применительно к водам залива Фонсека и прилегающим морским пространствам, он специально подчеркнул, что решение не является res judicata для Никарагуа <52>. Таким образом, решение Суда было обязательным для сторон и декларативным для Никарагуа, даже в отношении признанных прав.

Подробнее...

Политические предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности.

Обновлено 01.01.2023 03:58

 

Политический фактор связан с задачами, стоящими перед Российской Федерацией, как во внутренней, так и внешней политике. В соответствии со ст. 4 ФЗ "О безопасности" <1>, частью внутренней и внешней политики Российской Федерации является государственная политика в области обеспечения безопасности, которая представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. В последнее время появились новые вызовы и угрозы национальной безопасности России, которые нашли отражение в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683. В этом документе отмечается, что проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, которые оказывают на нашу страну политическое, экономическое, военное и информационное давление. В Стратегии подчеркивается, что все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории. Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. В числе угроз государственной и общественной безопасности, помимо прочих, в данном документе названа деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе. Среди главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности в Стратегии говорится о совершенствовании правового регулирования предупреждения преступности, в том числе в информационной сфере, для чего совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им. Иными словами, вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы, посвященные реализации стратегических национальных приоритетов, из чего можно сделать вывод о переоценке роли информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности.

Подробнее...

Исторические предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности.

Обновлено 01.01.2023 03:57

 

Следующий фактор - исторической обусловленности уголовно-правовой охраны информационной безопасности предполагает эволюционное развитие законодательства в этом направлении. Как уже неоднократно отмечалось в данном исследовании, нормы, направленные на уголовно-правовую охрану информационной безопасности, содержатся в различных разделах и главах УК РФ. В 1996 году в УК РФ была включена гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации", а в 2011 г. в гл. 28 УК РФ были внесены кардинальные изменения - все три ее статьи предстали в новой редакции. В научной литературе подчеркивалась необходимость совершенствования норм гл. 28 УК РФ, что и произошло спустя 15 лет после принятия самого УК. Интенсивность развития информационных технологий вызывает необходимость в изменении законодательства. Уголовное законодательство должно отражать изменения видов преступлений, посягающих на информационную безопасность. Поэтому следующим этапом должно стать переосмысление информационной безопасности как социальной ценности и принятие адекватных мер уголовно-правового реагирования за посягательства на нее.

Подробнее...

Социально-экономические предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности.

Обновлено 01.01.2023 03:56

 

Основополагающей и ведущей является социально-экономическая обусловленность правовых норм. "Соответствие законов юридических законам экономического развития общества - важнейшая предпосылка их эффективности" [8, с. 101]. В этой связи представляется логичным в первую очередь рассмотреть подробнее указанный фактор.

Подробнее...