Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Интернет-коммуникации таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности: вопросы информационной открытости и эффективного взаимодействия при соблюдении информационной безопасности.

Обновлено 07.01.2023 07:33

 

Проведем анализ складывающихся в современный период интернет-коммуникаций таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности. Основное внимание уделено формам таких интернет-коммуникаций, их особенностям, а также актуальным вопросам обеспечения информационной безопасности, в том числе информационной безопасности личности при их реализации. В качестве положительного опыта отмечаются: увеличение числа электронных обращений в приемную ФТС России, планируемое открытие доступа к базам данных деклараций. Автором подчеркивается результативность комплексного, системного подхода таможенных органов к решению задач информационной безопасности и технической защиты информации. Анализируются основные положения Концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, Плана практических мероприятий по обеспечению информационной безопасности таможенных органов в 2016 году. Отмечается, что в последние три года Федеральной таможенной службой России принят и реализуется комплекс нормативных актов, направленных на реализацию законодательства в области защиты персональных данных. Делается вывод о необходимости сохранения комплексного подхода к решению проблем информационной безопасности в работе таможенных органов, в том числе при осуществлении ими интернет-коммуникаций с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Подробнее...

Информационная безопасность личности в глобальном информационном обществе: теоретико-правовые аспекты.

Обновлено 07.01.2023 07:31

 

Проанализируем имеющиеся в науке информационного права представления о физических лицах как субъектах информационных отношений и обосновывает необходимость унифицированного подхода, учитывающего характеристики личности и целесообразность определения данного понятия к объекту правового обеспечения информационной безопасности и субъекту, участвующему в обеспечении информационной безопасности. Акцентируется внимание на характеристиках личности в условиях глобального информационного общества. Подчеркивается, что именно в информационном обществе создаются комфортные условия для самоопределения и самореализации личности. В процессе социализации личности в информационном обществе минимизируется возможность ее изоляции от общества, коммуникативные процессы делают жизнь личности более открытой, публичной, в результате чего такая информационная открытость выводит на новый уровень проблемы, связанные с правовым обеспечением информационной безопасности личности. Решая вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности, автор обосновывает целесообразность сбалансированного подхода, учитывающего как публичные интересы, интересы общественные - всего глобального информационного общества, так и личные интересы.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: Обзор.

Обновлено 07.01.2023 07:29

 

Международный суд может назначать временные меры по обеспечению и защите тех прав обеих сторон, которые находятся под угрозой во время судебного разбирательства, в целях "консервации" существующей ситуации (см. ст. 41 Статута). Также временные меры могут преследовать и другую цель, прямо не закрепленную в тексте статьи 41 Статута, но сформулированную в прецедентном праве, возникшем еще в годы работы Постоянной палаты международного правосудия, а именно: временные меры могут быть применены для предотвращения обострения конфликта между сторонами <3>. Эта цель - цель умиротворения - интуитивно кажется похожей на цель "консервации", однако между ними могут быть различия.

Подробнее...

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН.

Обновлено 07.01.2023 07:27

 

Временные меры, которые назначает Международный суд ООН, могут преследовать цель сохранения неприкосновенности прав, являющихся предметом спора, но также они могут и пытаться избежать эскалации конфликта. Эта двойственность особенно заметна в спорах, сопровождающихся вооруженными столкновениями. Временные меры в подобных делах могут служить целям более эффективного отправления правосудия и установления мира.

Подробнее...

Институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и Сингапура: сравнительно-правовой аспект.

Обновлено 06.01.2023 08:01

 

Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. Предмет исследования составляют основные нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности субъектов обеспечения безопасности критических информационных инфраструктур Российской Федерации и Сингапура, а также международные стандарты в исследуемой сфере. Исследуется институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. Рассматривается правотворческая и правоприменительная деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности. Определяются преимущества и недостатки национальных механизмов, делаются предложения по совершенствованию российского механизма. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). С точки зрения международных стандартов уровень обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в Российской Федерации и Сингапуре достаточно высок. Недостатком российского законодательства является отсутствие правового регулирования процедуры идентификации информационных сетей как объектов и организаций как субъектов критической информационной инфраструктуры. Особенностью российского механизма является множественность субъектов, обеспечивающих безопасность критической информационной инфраструктуры, в отличие от сингапурского, представленного одним ведомством. Однако преимуществом российского механизма является участие службы, располагающей специальными силами и средствами, а также наделенной процессуальными полномочиями по оперативному реагированию на кибератаки. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и, возможно, закрепления в российском законодательстве таких инструментов обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, разработанных в Сингапуре, как учения и аудит субъектов критической информационной инфраструктуры.

Подробнее...

Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе.

Обновлено 06.01.2023 07:59

 

Обозначим значимость правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества. Автор обосновывает целесообразность выработки единообразного подхода к выделению личности в качестве субъекта информационных отношений и ее интересов - в качестве объекта правового обеспечения информационной безопасности. Решая вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности, автор делает вывод об актуальности сбалансированного правового регулирования информационной безопасности, учитывающего как публичные интересы, так и интересы общественные - всего глобального информационного общества, так и личные интересы. В ходе системного анализа сформулированы предложения, направленные на правовое обеспечение информационной безопасности личности.

Подробнее...

Электронная демократия как средство обеспечения информационной безопасности государства.

Обновлено 06.01.2023 07:58

 

Рассмотрим возможности реализации электронной демократии в интересах обеспечения безопасности государства. На основании анализа интересов личности, общества и государства в информационной сфере автор рассматривает современные возможности противодействия возникающим угрозам безопасности государства, в частности провоцированию протестных движений, разжиганию революционных выступлений, социальной розни, гражданских войн. В связи с изложенным автор приходит к выводу о том, что развитие гражданского общества, укрепление доверия личности к праву, повышение участия граждан в политической жизни страны стали жизненно необходимы для современной России.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Прецеденты в практике Международного суда.

Обновлено 06.01.2023 07:56

 

Заявления с просьбой о вступлении в дело на основании статьи 62 Статута подавались различными государствами в целом ряде дел. Так, Республика Фиджи намеревалась вступить в дела "Ядерные испытания (Австралия против Франции) (Новая Зеландия против Франции)". В этом случае в рамках основной процедуры Суд признал, что в связи с развитием ситуации требования Австралии и Новой Зеландии утратили свой предмет <1>, и поэтому нет необходимости выносить по ним решение. Как следствие, дела, в которые хотела бы вступить Фиджи, более не находились перед Судом. В связи с этим заявления Фиджи о вступлении в дела теряли силу, и у Суда не было необходимости их рассматривать <2>.

Подробнее...

Процессуальное право Международного суда ООН: Общие положения.

Обновлено 06.01.2023 07:53

 

Вступление в дело по статьям 62 и 63 Статута Международного суда является сопутствующей процедурой, которая возникает в связи с основной процедурой по разрешению спора между государствами в Суде. Вступление в дело на основании статьи 62 Статута возможно, только если решение по нему может затронуть интерес правового характера государства. В практике Суда в качестве целей, которые соответствуют функции вступления в дело, признаются информирование Суда о соответствующем правовом интересе, а также защита этого интереса. Вступление в дело автоматически не приводит к тому, что вступившее в дело государство становится стороной в существующем споре. Функции вступления в дело и его разрешенным целям отвечает вступление третьего государства в дело как участника процесса, не являющегося стороной в этом деле и не заявляющего собственных требований.

Подробнее...

Свободное программное обеспечение и информационная безопасность Российской Федерации.

Обновлено 05.01.2023 07:36

 

Проведем анализ правового регулирования отношений по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется оценке новых положений в Федеральном законе "О противодействии коррупции", направленных на установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечение общественной безопасности в России. Обосновывается вывод о необходимости привлечения государственных структур к задачам поддержки развития свободного программного обеспечения и использования открытых стандартов в России. Открытость программного обеспечения обозначает открытость кодов для массового пользователя, однако объем предоставляемых прав в отношении данных кодов может быть значительно уже. Открытое программное обеспечение нельзя приравнять к свободному программному обеспечению. Обосновывается вывод о том, что невозможно обеспечить информационную безопасность страны путем использования открытого программного обеспечения и снижения зависимости от иностранных разработчиков в ситуации, когда законодательство недостаточно развито, нормативно-правовое регулирование допускает односторонний порядок расторжения договора и имеются определенные противоречия с принятыми в международном сообществе стандартами и дефинициями.

Подробнее...

Использование средств криптографической защиты информации в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства РФ.

Обновлено 05.01.2023 07:35

 

Обоснуем важность использования средств криптографической защиты информации, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Подчеркивается актуальность законодательной регламентации процедур применения средств криптографической защиты информации при реализации мер государственной защиты.

Подробнее...

Безопасность критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Обновлено 05.01.2023 07:34

 

Рассмотрим проблемы, связанные с выработкой новых государственных подходов к обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры в условиях существования угроз их информационной безопасности, в том числе при проведении в отношении ее компьютерных атак. Анализируются основные положения Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Раскрыто содержание и сущность понятия "безопасность критической информационной инфраструктуры". Обосновано, что обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры должно основываться на принципах и методологии обеспечения национальной безопасности. Выработаны предложения по отнесению части субъектов экономической деятельности к субъектам критической информационной инфраструктуры, предложены некоторые дополнительные механизмы повышения защищенности критической информационной инфраструктуры.

Подробнее...

Сравнительный анализ предварительных средств судебной защиты: Особая категория "защитных" мер в КПЧ ООН.

Обновлено 05.01.2023 07:31

 

При использовании предварительных мер в соответствии с правилом 92 КПЧ вывел отдельную категорию мер, так называемые временные "защитные" меры. Предложенное сэром Найджелом Родли определение звучит следующим образом: "Защитные" меры необходимо отличать от предварительных обеспечительных мер, поскольку они не служат цели предотвращения непоправимого вреда, влияющего на объект самого сообщения, а лишь защищают тех, кто может пострадать от неблагоприятных последствий из-за подачи сообщения, или для того, чтобы обратить внимание государства-участника на ухудшающееся положение заявителей, связанное с предполагаемыми нарушениями их прав" <174>.

Подробнее...

Сравнительный анализ предварительных средств судебной защиты: Объем временной защиты.

Обновлено 05.01.2023 07:26

 

Условия предоставления предварительной защиты.

Тяжесть предполагаемого нарушения.

Подробнее...

Проблемы обеспечения административно-правовых режимов информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

Обновлено 04.01.2023 08:13

 

Рассмотрим некоторые аспекты правового регулирования административно-правовых режимов информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

Подробнее...

Открытость правосудия в контексте обеспечения информационной безопасности судебной системы.

Обновлено 04.01.2023 08:11

 

Информационная открытость является одним из основных условий деятельности современной судебной системы. Беспрепятственный доступ к информации о деятельности судов основан на конституционном принципе свободы информации. Но, как и любая свобода, она не может быть безграничной и подлежит ограничению в целях обеспечения безопасности. По мнению автора, актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности для судебной системы не должна умалять значимости принципа информационной открытости. В настоящей статье автором предлагается свое видение понятия "информационная безопасность судебной системы", которое обеспечит баланс двух противоречивых интересов.

Подробнее...

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (новелла законодательства).

Обновлено 04.01.2023 08:10

 

Исследуем актуальные вопросы правового и организационного обеспечения информационной безопасности России в свете Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 N 646. Детально анализируя такой документ стратегического планирования, авторы указывают на необходимость качественного совершенствования правовой базы и механизма системы обеспечения информационной безопасности с учетом новых угроз и вызовов современного мира. Объективная оценка новеллы законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации сопровождается рассуждениями авторов о проблемах обеспечения информационной безопасности на национальном и международном уровне, ответственность за эффективное разрешение которых во многом возлагается именно на право.

Подробнее...